Экспериментальная работа
«География народного искусства
(художественные промыслы России,
стран СНГ и Прибалтики)»
исследовательского проекта «Преподавание
географии культуры и искусства в средней школе в
интеграционной плоскости естественнонаучных и
гуманитарных предметов с целью формирования
толерантности, патриотических и духовных основ
личности учащихся»
Автор: учитель географии школы № 324 с
углубленным изучением области искусств
Сычёв Олег Евгеньевич
Москва
Западный округ
Муниципальный район «Проспект Вернадского»
ЦО № 324
Оглавление
Введение.
Глава 1. Резьба и роспись по дереву.
Глава 2. Художественная керамика.
Глава З. Резьба по кости.
Глава 4. Художественная обработка камня.
Глава 5. Художественная обработка металла.
Глава 6. Декоративная живопись на металле и лаковая живопись.
Глава 7. Вышивка.
Глава 8. Кружевоплетение.
Глава 9. Узорное ткачество.
Глава 10. Ковроделие.
Глава 11. Искусство изготовления войлоков и плетения из чия.
Глава 12. Узорное вязание.
Глава 13. Ручная набойка.
Глава 14. Художественные изделия из кожи и меха.
Список литературы.
Введение.
Данная работа посвящена географическим особенностям народного искусства - неотъемлемой части общемировой культуры.
Цель работы - дать представление о наиболее известных центрах народного декоративно-прикладного искусства, сохраняющих исторически сложившиеся традиции местной культуры и ремесла.
Главная задача работы - ознакомление учащихся средней школы с разными видами художественных промыслов в их пространственном аспекте, показать связь народного творчества с природой, с той местностью, где происходило формирование и дальнейшее развитие разных его форм.
Само существование человека неотделимо от природы, которая дает материал для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времен года. Потому и находит все это отражение в произведениях народного искусства, составляющих целостное явление культуры каждого народа. Глубокое понимание народным мастером материала, с которым он работает, позволяет создавать многие вещи, как совершенные произведения декоративно-прикладного искусства. Дерево и глина, камень и кость, кожа и мех, солома и лоза - все эти природные материалы находят органичное использование в разных предметах быта. Они обрабатываются в соответствии с их собственными природными свойствами. И это умение использовать естественные качества материала воплотилось в создание неповторимых (в других местностях) и в своем роде уникальных народных шедевров, которые являются одним из элементов культурно-географического образа той или иной территории.
Разные виды народных промыслов детерминированы той природной средой, тем ландшафтом, в условиях и в пределах которых они получили свое развитие. Так художественная обработка дерева могла возникнуть только в лесных районах, гончарство — в районах, где присутствует соответствующий тип глины. Центры по производству художественных изделий из металла возникали, как правило, рядом с месторождениями черных и цветных руд, например знаменитое Каслинское чугунное литье на Урале. Производство изделий из камня (в т. ч. из драгоценных и полудрагоценных) - одно из традиционных занятий жителей горных районов, например Кавказа или Алтая. Так изготовлением вещей из янтаря занимаются прибалты, т. к. этот материал в основном сконцентрирован в районе Балтийского моря. На побережье Северного Ледовитого океана в большом количестве разбросаны кости и плавники разных морских животных, например моржей. Неудивительно, что жители тундры (чукчи, коряки, ненцы, эскимосы) из данных материалов изготавливают довольно изящные и своеобразные вещи. Так следствием развития овцеводства и разведения верблюдов (пустынные и полупустынные ландшафты) явилось ковроткачество, которое в некоторых районах, например, Туркмения, перешло на промышленную основу и стало важно экспортной отраслью. Художественные изделия из меха развиты на территориях, где проживают таежные народы (якуты, ханты, коми). Изготовление кожаных изделий получило развитие среди народов, заселивших лесостепную, степную, и полупустынную зоны (калмыки, буряты, башкиры, некоторые народы Дагестана). Почти повсеместно развиты также виды народного творчества, как вышивка и узорное ткачество, которые замечательно отражают своеобразие сответствующей местности.
Нарядность, художественная содержательность изделий народных промыслов создает атмосферу праздничности, вызывает у человека приподнятое настроение. Изделия народных мастеров являются непременными атрибутами нашего быта, оживляют повседневную жизнь людей, становятся главными «действующими лицами» в торжественных случаях. Костюмы в народных традициях - обязательные атрибуты фольклорных ансамблей, ярмарок, специальных выставок. Почти каждая вещь, созданная мастерами художественных промыслов, служит прекрасным подарком к любому важному событию в жизни отдельного человека, семьи или коллектива. А небольшие художественные вещи - сувениры - знаки памяти о национальной культуре народа и даже целой страны.
Глава 1.
Резьба по дереву
Россия самая лесная страна в мире (45% территории покрыто лесом, в основном хвойным (тайга)). Неудивительно, что во многих районах нашей страны развито декоративно-прикладное искусство художественной обработки древесины. Этот промысел также существует в западных районах Украины, в Белоруссии, Литве, Казахстане, Киргизии.
Географические центры резьбы по дереву.
Россия:
• Село Богородское (Московская обл., Сергиево-Посадский район).
Скульптурная резьба.
Специализация: деревянная игрушка. Промысел возник в конце 16 века.
Используется древесина липы, ольхи и осины.
Тематика: сельские жители и разные животные, особенно медведь.
Самая популярная игрушка - «Кузнецы», изображающая мужика и медведя,
поочередно бьющих по наковальне. Эта игрушка стала символом промысла.
Кадры мастеров готовятся в художественном училище в пос. Хотьково.
• Села: Абрамцево, Кудрино, Ахтырка и пос. Хотьково. (Сергиево-Посадский район).
Плоскорельефная резьба. Возникла в конце 19века Тематика: растения и птицы. Основное изделие: шкатулка.
• Город Киров - основной центр. Промысел возник в начале 19 века.Также в городе Уфа (Башкирия)
Специализация: художественные изделия из капа и капокорня, (наросты на стволах и
корнях березы, ореха и ильма.
Основные изделия: шкатулки, коробочки, портсигары, футляры для часов.
• Великий Устюг (Вологодская обл.), Семенов (Нижегородская обл.),
Архангельская, Томская области и Якутия: изделия из бересты.
Основные изделия: корзины, шкатулки, туеса, короба, сосуды для хранения меда и сметаны. Бересту заготавливают на рубеже весны и лета.
• Село Унцукуль в Дагестане (проживают авары). Методом насечки из древесины ореха, кизила, абрикоса изготавливают трости,
шкатулки, декоративные вазы, курительные трубки, портсигары. Самые распространенные образы на изделиях - вода и солнце.
Село Хохлома (Нижегородская обл.). Роспись «Золотом» на цветном фоне
деревянной посуды. Промысел возник в конце 17 века. Материал: древесина липы или березы.
Основные цвета: красный, черный, зеленый, коричневый, желтый. Сюжетный рисунок: растения, птицы, рыбы. Дополнительный материал: глина, льняное масло, алюминиевый порошок, олифа.
• Город Городец (Нижегородская обл.). Роспись масляными красками по чистой поверхности дерева или цветному фону.
Изделия: детская мебель, кухонные приборы, декоративные тарелки, настенные панно.
Часто применяется мореный дуб.
Основные цвета: черный, синий, темно-красный, коричневый. Особенность:
штриховка белой краской.
Сюжеты: декоративный орнамент, конь, птица, фигура человека.
• Села Полхов-Майдан и Крутец (Нижегородская обл.): расписные игрушки из древесины (матрешки, птички-свистульки, коробки, шары, похожие на яблоко).
Сюжеты: растения, пейзаж. Особенность: черный контур рисунка, выполненного анилиновыми красками.
• Сергиев посад. Роспись по дереву с выжиганием. Возникла в конце 19 века, начале 20 века.
Изделия: шкатулки и коробки с изображением Троице-Сергиевой лавры и городов «Золотого кольца» России.
• Киров, Сергиев-Пасад, г. Семенов, село Полхов-Майдан: матрешка.
Различия: Сергиево-Посадская классическая матрешка расписана гуашевыми красками и довольно спокойна по расцветке. Матрешки г. Семенова очень ярко раскрашены. Кировская матрешка украшена узором из соломки. Матрешки из Полхов-Майдана отличаются несколько вытянутыми пропорциями.
Украина.
Художественная обработка дерева развита в западной части Украины, особенно в Закарпатье, есть в Полтавской области.
Основное изделие: посуда, например солонки. Изделия в Закарпатской области инкрустируют перламутром, бусинами и металлическими пластинами. Рисунок в основном представляет симметричную геометрическую композицию. Материал: древесина ореха, бука, явора, граба и груши.
Белоруссия.
В Белоруссии развиты многообразные виды обработки дерева, но изделия слабо декорированы.
Основные центры: Брест, Пинск, и Жлобин. Основные изделия: сундуки, столы, фигуры птиц и коней. Особенности: фон темнее росписи, часто черный. Многие изделия декорированы соломкой.
Литва.
Развита геометрическая резьба по дереву. Основные изделия: лопасти прялок.
Глава 2.
Художественная керамика.
Керамика - это все разновидности изделий, выполненные из глины.
Терракота имеет светлый красно-коричневый цвет обожженной глины, которую не
покрывают глазурью.
Майолика имеет естественный цвет обожженной глины и пористый черепок. Ее
покрывают глазурью и цветной эмалью.
Фаянс в отличие от майолики имеет более тонкий черепок, в основном белого цвета, а его пористость компенсируется прозрачными глазурями.
Фарфор - наиболее совершенный вид керамики. Его свойства: белизна, прочность,
стойкость к агрессивным средам.
Географические центры художественной керамики.
Россия.
Гжель (Московская обл.). Это самый крупный и известный в России
керамический промысел. Возник в 17 веке. Продукция: разные виды керамики, в т. ч. фарфор. Основное изделие: посуда (больше всего чашки и чайники). Сюжетный рисунок: цветы, птицы, деревья, архитектурные сооружения. В росписи преобладает синий и золотой цвета на белом фоне.
• Скопин (Рязанская обл.). Фигурная посуда, например, в виде рыб, льва, птиц и игрушка в виде разных животных, в т. ч. полуфантастических. Основная палитра глазури: коричневая, зеленая и желтая.
Село Дымково (Кировская обл.). Глиняная игрушка в форме свистулек. Материал: красная глина.
Основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий, медный. Фон: белый. Свистульки изготавливают в виде разных зверей.
Город Каргополь (Архангельская обл.). Глиняная игрушка в виде фигур зверей, разных сказочных персонажей, деревенских жителей. Чаще других вылепляют фигурки медведей, оленей, собак (ведь Каргополь расположен на севере Русской равнины недалеко от тундры!). Цвета: синий, коричневый, зеленый, красный. Особенность: лепка несколько примитивная, упрощенная, фигурки людей приземистые.
Деревня Филимоново (Тульская обл.). Глиняная игрушка. Фигурки животных и людей. Сюжеты: деревенский и городской быт, сказочные образы. В росписи присутствуют геометрические элементы: треугольники, кружки и точки. Основные цвета: красно-розовый, зеленый и желтый, фон бело-серый.
Аул Балхар (Дагестан). Гончарная посуда, в основном - кувшины и мелкая пластика.
Рисунок: растительные и геометрические формы.
Кувшины копируют античные изделия. Пластика - это в основном одиночные фигуры животных, выступающие не как игрушки, а как скульптурная композиция. Особенность: изделия не покрывают глазурью. Поверхность изделий - матовая с красноватым оттенком.
Украина.
Бытовая посуда с крупным растительным орнаментом и яркой цветной глазурью - ведущее направление украинской керамики. Другой характерный её вид - декоративная скульптура, украшенная лепными деталями.
• Село Опошня (Полтавская обл.).
Продукция: разнообразная посуда, игрушки и декоративные фигуры зверей, особенно львов. Фон: красный и белый.
• Город Васильев (Киевская обл.). Продукция: вазы, тарелки, кашпо. Основные цвета: золотисто - коричневый и изумрудно — зеленый. Особенность: небольшой рельеф на гладкой поверхности.
• Село Косово (Ивано-Франковская обл.). Проживают гуцулы (смесь украинцев и молдаван). Продукция: квасные и молочные кружки, подсвечники, вазы. Рисунок: разные растения. Основной цвет: желто-зеленый. Особенность: заглубленный по контуру рисунок.
Молдавия.
В основном керамическая посуда красного, черного, серого цветов. Геометризованный орнамент. Лепной рельеф. Рисунок: природные узоры.
Белоруссия.
В Белоруссии изготавливают керамическую посуду, а также игрушки из глины, чаще в форме свистулек.
Цвета: темно-зеленый, белый, желтый. Основной центр — город Ивенец.
Латвия.
Керамику (кувшины, миски, горшки, подсвечники, вазы) изготавливают в основном в юго-восточной части страны (Латгалия). Цвета: зеленый, желтый, коричневый.
Литва.
Разнообразная гамма продукции из керамики (посуда, игрушки, скульптура). Формы строгие, без всяких украшений. Цвет - коричневый.
Эстония.
Изделия выполнены в лаконичной форме и без какого-либо декора. Особенность: трещиноватая структура глазури.
Грузия.
Сосуды для вина, зерна и муки, чаши, кувшины, тарелки. Без глазури. Рельеф на сосудах в виде горного козла или барана. Геометрический рисунок - ромб, крест, круг. Фон: темно-коричневый, черный. Орнамент бирюзовый, желтый, серо-голубой.
Армения.
Сосуды для воды, теста, сыра, масла, соли больших размеров. Особенность: ленточный узор и рельеф чаще всего в виде женской головы. Цвет: коричневый. Глазурь отсутствует.
Таджикистан.
Керамическое искусство развито в основном в горных районах (Бадахшан). Продукция: сосуды для молока, кувшины для воды, маслобойки, чаши. Их формы довольно примитивны. Геометрический орнамент темно-коричневого или красного цвета на розовато-золотистом фоне. Также изготавливают игрушки в виде драконов белого, красного и синего цветов.
Узбекистан.
Развито искусство поливной керамики (Хорезм. Бухара. Фергана. Самарканд. Ташауз. Риштан) Цвета: зеленый, коричневый, черный на голубом фоне.
Глава3.
Резьба по кости.
Этот промысел существует на территории России с 10-12 веков и в основном распространен на Севере.
Географические районы резьбы по кости.
• Чукотка. Резьба и гравировка на моржовых клыках. Изделия: ножи, гарпуны, амулеты в форме разных животных тундры,
многофигурные композиции. Данным промыслом занимаются чукчи и эскимосы. Центр резьбы по кости - пос. Уэлен.
• Пос. Холмогоры (Архангельская обл.). С 17 века. Специализация - резьба по «рыбьему зубу» (моржовая кость или цевка). Изделия:
ларцы, коробочки, вазы, кубки, шкатулки, стаканы. Рисунок: растительный орнамент. Особенность: ажурная резьба.
• Тобольск (Тюменская обл.). С 1860 года. Резьба по мамонтовой кости, как следствие нахождения в вечной мерзлоте ископаемых
останков. В основном занимаются ханты и манси. Изделия: разные композиции, где главная фигура — это собака. Также - курительные трубки, мундштуки, женская бижутерия. Особенность: инкрустация твердыми породами дерева.
• Пос. Хотьково (Московская обл.). С середины 20 века. Изделия из цевки с инкрустацией самшитом: шахматы, броши, браслеты, серьги, кулоны.
Глава 4.
Художественная обработка камня.
В России промысел возник в 12 веке (рельефные изображения Дмитровского собора Владимира).
Основные районы добычи природного камня на территории бывшего СССР: Урал, Алтай, Кавказ, Карелия, Саяны, Крымские горы, Карпаты, Подольская возвышенность, горы озера Байкал, Памир, Тянь-Шань. Особо выделяются горы Уральские, которые по выражению ак. Ферсмана являются «кладовой России». На Урале основным центром добычи поделочных камней долгое время, было, село Мурзилка (Свердловская обл.). На Алтае - пос. Колывань, где в свое время изготовили самую большую в мире вазу из яшмы (сейчас в Эрмитаже).
Географические центры по обработке камня мягких пород.
Пермь (Урал). Небольшие скульптуры из кальцита, селенита, ангидрита.
Город Кунгур (Пермская обл.). Мелкие скульптуры, вазы, подсвечники.
Фабрика «Борнуковская пещера» (Нижегородская обл.). Декоративные скульптуры (конь, медведь, лев - в основном) из ангидрита, алебастра и гипса.
• Населенные пункты: Отраднено и Хаджах (Краснодарский край, Кавказ).
Полуфантастические животные из гипса и кальцита. Также вазы, блюда, чаши, светильники.
• Кызыл, Ак-Дувурак (Тува, Саяны), малые скульптуры (драконы, львы, духи,
быки, верблюды, кони, бараны, скотоводы, шахматы) из агальльматолита. Сильное влияние тибетской и монгольской традиций.
Пос. Янтарный (Калининградская обл., побережье Балтийского моря). Разнообразные изделия из янтаря (окаменевшая смола древних хвойных деревьев). Здесь самая высокая концентрация янтаря (90% всех мировых запасов).
Виды янтаря: прозрачный, дымчатый, костяной (непрозрачный). Некоторые изделия из янтаря инкрустируют серебром или мельхиором. Основная продукция: бижутерия. Также - шкатулки, шахматы. Янтарными пластинами облицована знаменитая Янтарная комната в Петродворце. Янтарь добывают также в Литве и в Латвии.
Глава 5.
Художественная обработка металла.
Географические центры художественной обработки металла. Великий Устюг (Вологодская обл.). Черневое серебро. Возник промысел в 16
веке. Изделия: вазы, кубки, чаши, эмблемы, ордена сервировочные приборы, ювелирные украшения.
• Ростов (Ярославская обл. Финифть с 16 века. Изделия: ювелирные украшения, пудреницы, зеркала, коробочки, преобладают растительные мотивы и пейзажи Москвы.
Красносельское (Костромская обл.). С конца 19 века. Представлены все виды художественной обработки цветных металлов. Изделия в основном ювелирные украшения. Особо выделяется филигрань.
• Село Казаново (Нижегородская обл.). С 30-х годов 20 века. Филигранные изделия: шкатулки, вазы и т. д.
• Мстера (Владимирская обл.). С 19 века. В основном филигрань, в т. ч. со
стеклом.
• Село Кубачи (Дагестан). Самый знаменитый в России центр ювелирного искусства, используют в основном серебро, из которого
делают разные ювелирные украшения и посуду (кувшины, подносы). Этот металл также применяют в качестве декора в холодном оружии (сабли, кинжалы).
• Аул Гоцатль (Дагестан). Изделия из мельхиора, латуни, меди. В Дагестане основные виды обработки металла - это гравировка, чеканка, и филигрань.
Грузия.
В основном представлена чеканка и филигрань. Чеканными изделиями выделяется район Хевсуретия. Преобладает мельхиор.
Армения.
Это, прежде всего украшения женского костюма (браслеты, серьги, пояса, броши, кольца). Также декоративные блюда.
Азербайджан.
В основном филигрань из золота и серебра с добавлением жемчуга. Преобладают ювелирные украшения и декоративная посуда.
Казахстан.
Филигрань из серебра. Изделия: браслеты, перстни, цепочки, нагрудные пластины.
Киргизия.
Филигрань и финифть со вставками из поделочных камней (в основном бирюза) и кораллов.
Таджикистан.
Филигрань с бирюзой, кораллами, жемчугом. Основные изделия: диадемы, серьги и нагрудные украшения - хайкаль.
Туркменистан. Серебро, Латунь с сердоликом. Доминируют геометрические формы украшений.
Узбекистан.
Среди всех остальных стран Средней Азии художественная обработка металла в Узбекистане наиболее развиты. Представлены все ее виды. Основные изделия: инкрустируют бирюзой, жемчугами, кораллами.
Эстония.
Ковка из железа разных предметов чисто утилитарного характера, например дверные ручки. Из цветных металлов - ювелирные украшения (фибулы - самые распространенные изделия).
Литва. Изделия инкрустируют янтарем.
Латвия.
Металлические изделия со вставками из сердолика, янтаря, цветного стекла. Продукция: гривны, перстни, броши, фибулы.
Глава 6.
Декоративная живопись на металле (в основном - железо) и лаковая живопись.
• Нижний Тагил (Свердловская обл.). С начала 18 века. Расписные уральские подносы с мифологическими и историческими сюжетами, с городскими и сельскими пейзажами. Основной фон: красный, синий, зеленый.
• Село Жостово (Мытищинский район Подмосковья). Расписные подносы с растительным орнаментом и изображением птиц. Фон: черный.
Красноярск, Кемерово: декоративная роспись на алюминии.
• Село Федоскино (Подмосковье). Лаковая живопись на шкатулках, табакерках. Пейзажи Подмосковья и «чаепитие». Фон: черный. Некоторые изделия инкрустируют филигранью.
• Село Палех Лаковая миниатюра на черном фоне шкатулки или пластины. Традиции иконописи. Рисунок выполнен темперными красками (цветные пигменты, разведенные на клею и яичном желтке). Рисунок мозаичный, выполненный в основном золотыми красками.
Село Мстера (Владимирская обл.). Лаковая живопись, опирающаяся на традиции древнерусской живописи. Особенность: светлый фон. Ведущую роль играет пейзаж. Основные цвета: белый (облака), синий (реки), зеленый (деревья). Изделия: шкатулки, браслеты, кулоны.
Глава 7.
Вышивка.
В настоящее время вышивка получила особенно широкое развитие на предприятиях художественных промыслов в России, а также на Украине, в Белоруссии, Молдове, Узбекистане и Таджикистане.
Россия.
Вышивка, продолжая исторически сложившиеся виды традиционного мастерства, развивается в русских и национальных регионах России. Своеобразна вышивка Нижегородской, Рязанской, Ивановской, Новгородской областей, районов Поволжья, Сибири, Северного Кавказа.
Виды вышивки.
1) Счетная. На хлопковой или льняной ткани белого или серого цвета. Рисунок - геометрические узоры с условными изображениями животных. Распространена на Русском Севере (Архангельская, Вологодская, Костромская области). Главный центр- город Каргополь Архангельская обл.
2) Строчевая. Орнамент - геометрический. Цвет ткани белый. Распространена в НовгородскоНижегородской, Калужской, Ивановской, Тверской, Тульской областях. Центры строчевой вышивки в Нижегородской области: Нижний Новгород, Городец, Бор, Чкаловск, Арзамас, Лысково. В Ивановской области: Иваново, Шуя, Палех, Васильевск, Верхнеландеховское, Лух, Пучеж, Пестяково, Холуй.
3) Кубанец. В основном на скатертях. Разные геометрические фигуры, главная из которых - куб. Палех (Ивановская обл.).
4) Цветная перевить: вышивка цветными нитками. Рисунок: геометрические фигуры, птицы с пышными хвостами, кони. Распространена в Рязанской, Смоленской, Калужской (г. Таруса) областях.
5) Золотое шитье. Нижегородская, Тверская, Вологодская области.
Главный центр - город Торжок (Тверская обл.)
6) Владимирские швы: вышивка красным по белому фону. Узор растительный. Город Владимир.
7) Тонкая белая гладь - одна из самых ажурных вышивок. Изделия: покрывала, накидки на подушки. Пос. Холуй (Ивановская обл.) и пос. Мстера (Владимирская обл.).
8) Олонецкий шов - по письму. Фон - ажур. Рисунок крупные растения. Изделия: полотенца, столешницы, платья, костюмы. Карелия.
9) Тамбурная. Используют красные и белые нитки. Рисунок: растения.
Карелия, Тверская, Архангельская, Орловская. Липецкая области.
10) Поволжская вышивка. Распространена у народов, проживающих на
территории Волжского бассейна (марийцы, чуваши,
мордва, удмурты, башкиры). У каждого из этих народов принято вышивать определенную часть одежды. Так у удмуртов - это нагрудники, у чувашей, марийцев и мордвы - рубахи и головные уборы. Рисунок: S-образные мотивы, кресты, ромбы, кони, птицы, женские фигуры. В этих рисунках наблюдается проявление древнеязычной символики. Основные цвета: терракотово-красный, зеленый, синий и черный.
Украина.
Основное изделие - это рушник. Также блузы и мужские сорочки. Рисунок геометрический и растительный. Основные цвета: белый, красный и черный. В центральных и южных районах Украины распространен геометрический орнамент. Вышивка широко распространена в Киевской, Полтавской, Винницкой, Черниговской, Ивано-Франковской областях.
Белоруссия.
Изделия рубахи, холщовая верхняя одежда, полотенца, скатерти. В отличие от украинской, в белорусской вышивке орнамент более строгий, в основном - геометрический. Основные цвета: красный, белый и серый. Основные центры: Минск, Витебск, Гомель, Слоним, Бобруйск, Гродно, Полоцк.
Узбекистан.
Изделия: безрукавки и тюбетейки. Ткани для вышивки: бархат, хлопчатобумажная и особенно шелк. Рисунок крупный, с преобладанием растительных мотивов (розы, гвоздики, тюльпаны, маки, коробочки хлопка, ветки гранатового дерева). Основные районы вышивки: Самаркандская, Ферганская. Андижанская, Наманганская, Ташкентская области.
Таджикистан.
Изделия те же, что и в Узбекистане. Преобладает растительный орнамент на красном фоне. Основные центры: Куляб, Каратаг, Дангар, Болыдуан, Гиссар, Кишляр, Ура-Тюба, Хатласс.
Киргизия.
Основные изделия: ткани для юрты, убранство коня, настенные подвесные сумки — текче, юбки, шапочки невесты, колпаки, халаты. Узор: растительный. Цвета разные. Основной центр вышивки - Бишкек.
Глава 8.
Кружевоплетение.
Этот промысел в России возник в конце 17 века.
Географические центры.
• Вологодская область. Преобладают штучные эксклюзивные (на заказ) изделия. Это разные элементы к театральному костюму (жабо, воротники), а также скатерти. Орнамент в основном растительный.
• Кировская область. Кружево аналогично вологодскому, но орнамент более узорный.
• Город Елец (Липецкая область). Возникло в середине 19 века. Изделия: элементы женской одежды, скатерти, салфетки, занавески. Цвет кружев не только белый.
• Михайловский район Рязанской области. Кружево используют для оформления современной одежды и утилитарно-декоративных изделий: салфеток, скатертей, дорожек. Особенность: сочетание красного, зеленого, синего, серого и черного тонов.
Город, Белев (Тульская область).
Город Балахна (Нижегородская область).
• Город Кириши (Ленинградская область). Особенность: очень тонкий узор.
Глава 9.
Узорное ткачество.
Можно выделить несколько географических районов, отличающихся стилевыми особенностями орнамента. Это:
I. Русский Север (Архангельская, Вологодская,
Псковская, Новгородская обл.). Особенности: мелкие
узоры, преобладание геометрического орнамента,
красного цвета на белом или сером фоне.
II. Центр и южные районы Европейской части России.
Узор более плотный. Цвета более яркие и
насыщенные.
III. Поволжье и Прикамье (Удмуртия, Башкирия.
Татарстан, Ульяновская и Кировская области).
Сильное влияние традиций народов, населяющих
данный регион. Основные изделия промысла:
скатерти, салфетки, занавески, покрывала, коврики.
Главные центры промысла: Череповец (Вологодская
обл.), Елань-Коленовка (Воронежская обл.), Ижевск
(Удмуртия), Уфа (Башкирия), Алексеевка
(Белгородская обл.).
Особо следует отметить череповецкое, рязанское,
воронежское и нижегородское узорное ткачество.
Украина.
Материал для ткачества: шерсть, лен, конопля. Орнамент в основном геометрический. Из многочисленных изделий особо следует выделить рушники (полотенца). Рисунок крупный, красного и красно-серого цвета.
Главные центры: Киев, Переяславль-Хмельницкий (Киевская обл.), Корсунь (Черкасская обл.), Кролевец (Сумская обл.), Богуслав (Киевская обл.), Дягтеры (Черниговская обл.).
Белоруссия.
Главный материал — лен. Орнамент — геометрический. Районы: Пинск (Брестинская обл.). Мозырь (Гомельская обл.), Гродненская и Минская области.
Главные центры узорного ткачества Прибалтики: г. Лиепая (Латвия) и г. Тульпе (Литва). Основной цвет: золотисто-коричневый.
Узбекистан.
Главный материал - шелк. Цвета: желтый, розовый, бордовый, зеленый, белый. Центры: Самарканд и Маргилан.
ТаджикистаШелк. Центры: Душанбе.
Киргизия.
Изделия: паласные ковры для покрытия стен юрт. Цвета: красный, коричневый, белый. Орнамент: геометрический с силуэтами верблюдов и баранов. Нарымская область.
Казахстан.
Изделия аналогичны киргизским. Районы: Кзыл-ординская, Актюбинская, Гурьевская и Урачьская области.
Туркмения.
Изделия: халаты, головные национальные уборы и платья, сумки. Цвет: терракотово-бордовый. Материал - шелк. Главный центр: Бахарден (Ашхабадская обл.).
Глава 10.
Ковроделие.
Материал - шерсть.
Россия.
1. В искусстве ручного ковроделия особую группу составляют ковры Дагестана, в основном — ворсовые, которые изготавливают на предприятиях населенных пунктов: Дербент, Аркит, Сыртыга, Турага, Хучни, Халата, Ляхли, Межгель, Чичикар, Касумкент, Табасаран. Безворсовые ковры делают в Дербенте, Курахе, Ортастале, Кабире. Ковры, аналогичные дагестанским делают в Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и в Ставропольском крае.
2. Русские ковры. Ковроткачество характерно для центральных русских районов —
Воронежской, Белгородской и особенно Курской областей. Здесь промысел зародился в начале 17 века. Так в Курской области делают безворсовые ковры с ярким цветочным орнаментом. Фон ковра - черный, рисунок - розово-красный. Орнамент цветочный. В городах Тобольск и Ишим (Тюменская обл.) делают махровые ковры. Ворсовые ковры с высокой плотностью делают в Далматове (Курганская обл.), в Омске, Уфе (Башкирия), в Ижевске (Удмуртия).
Туркмения.
Туркменские ковры одни из самых знаменитых в мире. В этой стране был изготовлен самый большой ковер (ручным способом!), помещенный в книгу рекордов Гиннеса. Ковроткачество — традиционное занятие туркмен, особенно в сельской местности. Искусству ковроткачества приучают с малых лет. Сложились даже семейные династии, где из поколения в поколение передаются секреты данного промысла. Делают ковры из верблюжьей шерсти. Наиболее популярным является текинский ковер. Распространенный в районе Ашхабада и Мургабского оазиса. Цвет этих ковров - бордовый с небольшими дополнениями желтого, зеленого, синего. Своеобразны иомудские ковры, в которых вводится белый цвет и больше синих оттенков. Есть еще ковры «чафудор», «бешир», «керки», «кзыл-алк».
Азербайджан.
Основные районы ворсового ковроткачества - Кубинский, Шемахинский, Бакинский, Казахский. Хачмасский, Степанакертский и Агдамский. В этих районах сформировались основные типы ковров: «куба», «ширван», «баку», «Гянджа», «казах», «Карабах». В отличие от туркменских ковров, где преобладают геометрический орнамент, в азербайджанских коврах запечатлен растительный и животный мир.
Армения.
Для армянских ковров характерен сильно геометризованный растительный орнамент. Изготавливают в основном безворсовые ковры. Главные центры ковроткачества: Ереван, Степанаван, Иджеван, Севан, Баязет, Зангезур, Гюмри.
Украина.
Распространено безворсовое ковроткачество. Лишь в Западной Украине из овечьей шерсти делают ворсовые ковры - лижники. на белом фоне, которых размещают ромбы, закрашенные в красный, черный и зеленый цвета. Самые качественные безворсовые ковры делают в Винницкой, Тернопольской, Черниговской областях. Своеобразны ковры. Изготовленные в селе Решетиловка. Преобладающий цвет ковров желто-коричневый и зелено-бурый. Орнамент безворсовых ковров - растительно-цветочный. Безворсовые ковры на Украине называются килимы.
Молдавия.
Только безворсовые ковры, для которых характерна геометрическая и цветочная орнаментация. Фон - темно-коричневый или черный. Центры ковроткачества: Кишинев, Оргеев, Тирасполь, Комрат, Чадырлунг.
Глава 11.
Искусство изготовление войлоков и плетение из чия.
В Казахстане, Киргизии, Туркмении, странах Закавказья и республиках Северного Кавказа изготавливают войлоки, циновки и настенные панно из чия (степного тростника), выполнение которых тесно связано с укладом жизни народов, проживающих на этих территориях.
В Казахстане и Киргизии войлоком обтягивают каркас юрты, внутри которой пол застилают узорными войлоками, а стены завешивают циновками из чия. Основные цвета войлоков: красный с синим, коричневый с оранжевым, коричневый с белым. Рисунок мозаичный. Войлок также используют для пошива сумок, мешков, чехлов, головных уборов. Из чия делают не только циновки, но и салфетки, сумки, настенные панно. Особенно этот искусства развит в Ошской и Нарымской областях Киргизии и Джамбульской области Казахстана.
Глава 12.
Узорное вязание.
Узорное вязание — старинный вид художественного ремесла. Вязаные платки, чулки, рукавицы из шерсти домашнего прядения носят в центре Европейской части России, в Кавказском регионе, в Прибалтике и Средней Азии. Раньше эти изделия входили в комплекты национальной одежды. Особенно широко узорное вязание распространено на северо-востоке Европейской части России (Архангельская обл. и республика Коми). Такая локализация промысла — следствие природно-климатических особенностей данного региона: длительная, холодная и снежная зима, проживание в тундрово-таежной зоне. Рисунок изделий геометрический (самая распространенная фигура — ромб). Цвета разные. Районы узорного вязания: (Сысольский, Удорский, Ижмо-Цилемский, Усть-Вымский (Коми), Лешуконский и Пинежский Архангельская обл.). Среди вязаных изделий народов России особо выделяются дагестанские носки-джурабы, орнамент которых как геометрический, так и растительный, а цвета самые разные. Следует отметить джурабы Ахтинского и Хивинского районов Дагестана. Джурабы также вяжут в Азербайджане, Армении и Туркмении. В Таджикистане вяжут узорные чулки. Повсеместное распространение получило вязание ажурных платков. Это предгорные районы Северного Кавказа (Адыгея, Ставропольский край), Калмыкия, Башкирия, Пензенская обл. В этих регионах платки вяжут из овечьей шерсти. Наиболее высокого уровня вязание платков достигло в Оренбургской области (знаменитые оренбургские платки из козьего пуха). Эти платки настолько тонкие и ажурные, что свободно проходят через маленькое колечко. Узорное вязание также развито в Кировской обл. России и в Прибалтике, особенно на эстонском острове Муху.
Глава 13.
Ручная набойка.
Это один из видов искусства художественного оформления тканей. Печатным рисунком украшают льняной и конопляный холст, шерстяные, шелковые и хлопчатобумажные ткани, из которых шьют женскую одежду, занавески и скатерти. При выполнении набойки, узор наносят на ткань с помощью печатных досок, имеющий рельефный резной рисунок. В России главным центром художественной набойки считается Павловский Посад (Московская обл.). Основные изделия - платки с растительно-цветочным орнаментом, в которых преобладают розовый, зеленый и синий цвета. Ручная набойка также встречается на территории Грузии, Армении, Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана.
Глава 14.
Художественные изделия из кожи и меха.
Промысел развит в Сибири, на Крайнем Севере и в северных районах Европейской части России. На Крайнем Севере (зона тундры: Мурманская обл.. Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Таймырский, Чукотский, Корякский а. о., республ. Саха) сложилось и достигло высокого уровня мастерство изготовления изделий из оленьих шкур, меха пушных зверей (песец, белый медведь), шкур морского зверя (нерпы, тюленя), а также выделки самодельной оленьей или лосевой замши — ровдуги.
Обработка шкур, пошивом национальной одежды, обуви, головных уборов, сумок, рукавиц занимаются все малые народы России, живущие на просторах Сибири, Севера и Дальнего Востока. Это: ненцы Архангельской, Тюменской областей и Красноярского края: саамы Мурманской обл.: долгане Красноярского края: юкагиры и эвенки севера Якутии: коряки Камчатки: чукчи и эскимосы Чукотки. Орнамент чаще геометрический. В оформлении некоторых изделий применяется вышивка бисером (например, кайма на подоле юбки, манжета рукава, оборочка головного убора). Бисерные вставки присутствуют и на обуви из меха и кожи - унтах. Главные центры обработки меха и кожи: Нарьян-Мар (Ненецкий а. о. Архангельской обл.), Сыктывкар и Инта (Коми), Якутск (Саха - Якутия), Норильск (Таймырский а. о. Красноярского края), Магадан, Хабаровск, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск и пос. Уэлен (Чукотский а. о.).
Список литературы:
1. Армянское народное прикладное искусство. Ереван. 1986.
2. Басенов Т. К. Прикладное искусство Казахстана, Алма-Ата, 1988.
3. Береснева Л. Г. Декоративно-прикладное искусство Туркмении. Л. 1986.
4. Беслеева Л. Г. Современное народное искусство. Л. 1985.
5. Велигоцкая Н. И. Современное украинское народное искусство. Киев. 1986.
6. Габуния А. Народное творчество Грузии. Тбилиси. 1988.
7. Зеленчук В. Народное искусство Молдавии. Кишинев. 1988.
8. Иванова Г. А. Современное латвийское народное искусство. Рига. 1991.
9. Каплан Н. И. Народное декративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока. 1990.
10. Кильчевская Э. В. Художественные промыслы Дагестана. М. 1989.
11. Литовское народное искусство. Сборник. Вильнюс. 1989.
12. Народные художественные промыслы России. Сборник. 1994.
13. Народные художественные промыслы Белоруссии. Сборник 1985.
14. Народные сокровища Киргизии. Фрунзе. 1984.
15. Народные художественные промыслы Молдавии. Кишинев. 1988.
16. Некрасова М. А. Современное народное искусство. Л. 1990.
17. Попова О. С. Русское народное искусство. М. 1992.
18. Развитие народных художественных промыслов в Азербайджане. Баку.1987.
19. Рафаенко В. Я. Народные художественные промыслы. М. 1998.
20. Фахретдинова Д. А. Декоративно-прикладное искусство Узбекистана. Ташкент. 1992.
21. Уткин П. А. Народные художественные промыслы. М 1992.
22. Народное искусство России. Художественный альбом. М. 1999.
Нас читают из
ОБРАЗНО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
Как известно, география немыслима без карты. Карта-душа географии, ее язык, квинтэссенция любого географического исследования.
А в такой области географии, как культурная география, карта не просто отображает результат научного поиска, но и сама нередко становится художественным элементом, элементом искусства, приобретая непривычные для "обычной" карты очертания, формы и содержание.
В нашем проекте представлены примеры наиболее ярких таких карт.
Итак, изучаем и получаем эстетическое наслаждение от созерцания карт по культурной географии
А в такой области географии, как культурная география, карта не просто отображает результат научного поиска, но и сама нередко становится художественным элементом, элементом искусства, приобретая непривычные для "обычной" карты очертания, формы и содержание.
В нашем проекте представлены примеры наиболее ярких таких карт.
Итак, изучаем и получаем эстетическое наслаждение от созерцания карт по культурной географии
Культурная карта Греции
Карикатурная карта 1-ой мировой войны на европейском театре боевых действий
У страха глаза велики. Мир в представлении японцев в начале XX века
Карта на ковре
Штат Техас в художественно-символических образах
Карта Мира глазами художника-юмориста
Шоколадная страна-Бельгия
Французские регионы как булочки
Нами интересуются из
Содержание блога
культурная география
видеогеография
культурный ландшафт
Россия
Геообразы
имажинальная география
Европа
Италия
США
урбанистика
Карта
Мир
Франция
города
культурная карта России
Географические образы
Испания
Париж
геоурбанистика
картография
Топонимика
Швейцария
культурная география Европы
культурная география США
культурная топография города
фильмы Моей Планеты
Москва
карикатура
психологическая география
сатира
феноменология
Англия
Венеция
Культурная география Испании
гастрономическая география
историческая география
карты как элемент искусства и пропаганды
культурная география Азии
культурная география Москвы
ментальное пространство
методика урока
Австрия
Африка
Бельгия
Германия
Евросоюз
Ирландия
Крым
Культурная география Германии
Латинская Америка
Лиссабон
Мадрид
Образная география
Португалия
Северная Америка
Турция
Украина
Учебная Программа по культурной географии
ФРГ
Художественные карты
арт-география
брендинг территорий
города России
железные дороги
замки
культурная география Парижа
методология культурной географии
страноведение
страны мира
топоним
Paris
Азия
Альпы
Аргентина
Барселона
Болгария
Буэнос-Айрес
Великобритания
География народных промыслов
Греция
Израиль
Культурная география Великобритании
Лев Гумилев
Морокко
Народные промыслы
Нью-Йорк
Рецензия
Рим
Санкт-Петербург
Сицилия
Транссибирская магистраль
Уэльс
Шотландия
ЮНЕСКО
Южная Америка
арт-карты
евразийство
карты
крепости России
культурная география Аргентины
культурная география Африки
культурная география Белоруссии
культурная география Италии
культурная география Франции
литературная география
маленькие города России
музыкальная география
провинции России
проект
регионалистика
сакральная география
стереотипы
топонимы
традиции
La Defense
Roma
USA
Австрии и Швейцарии
Аляска
Амстердам
Апулия
Аравия
Бавария
Базель
Бали
Бангкок
Беларусь
Берн
Боливия
Бразилия
Вена
Верона
Восточная Европа
Вьетнам
Гавайские острова
Гонконг
Граффити
Дальний Восток России
Дефанс
Доминиканы
Египет
Женева
Женевское озеро
Золотое кольцо России
Индия
Индонезия
Иордания
Иран
Йемен
Кавказ
Казахстан
Калифорния
Камбоджа
Китай
Корсика
Краснодарский край
Кубань
Культурная география Бельгии и Нидерландов
Культурная география Греции и Турции
Культурная география Скандинавии и балтийских стран
Культурная география мира
Лазурный берег Франции
Ломбардия
Лондон
Лос-Анджелес
Люцерн
Мадагаскар
Мальта
Мексика
Мехико
Милан
Михаил Кожухов
Монако
Монтевидео
Монтре
Неаполь
Непал
Нидерланды
Норвегия
ОАЭ
Океания
Оман
Пекин
Польша
Португалии и Морокко
Прага
Прованс
РГО
Рейн
Сан-Марино
Сан-Франциско
Сардиния
Саудовская Аравия
Сингапур
Сирия
Средняя Азия
Таджикистан
Таити
Тоскана
Турин
Умбрия
Уругвай
Филиппины
Флоренция
Французская Полинезия
Центральная Америка
Цюрих
Шанхай
Эмират Дубай
Эстония
Южная Африка
Южная Корея
Япония
велопутешествия
винтаж
геоаксиология
географическая пропаганда
география быта
география искусства
география кино
география литературы
география мистики и тайн
география на английском языке
география реальной жизни людей
география снобизма
география танцев
география фолклора
география юмора
геопсхихология
геральдика
города Германии
замки Германии. Германия. ФРГ
исторические маршруты
книги
культурная География Южной Америки
культурная география Бразилии
культурная география Венеции
культурная география Израиля
культурная география Латинской Америки
культурная география Мира для детей
культурная география Португалии
культурная география России
культурная география Северной Америки
культурная география Турции
культурная география Центральной Америки
культурная карта Европы
культурное наследие России
культурный туризм
ментальная география
мир из поезда
морское побережье
мультфильмы
поведенческая география
портовые города мира
руралистика
с высоты птичьего полета
сайт
самоанализ урока
самостоятельные путешествия
свадьбы народов мира
сельская Россия
символы
статьи
сферопанорамы
топография города
туристическая география
турплакаты
учебники по культурной географии
экстремальная география
экстрим
этнонимы
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий