Рецензия
на работы по культурной географии
В последнее время появилось много работ по сравнительно новой дисциплине - культурная география (или география культуры и искусства), которая по своей сути является основой изучения территории (например, «россиеведения»). Комплексная наука о территории какой-либо страны по определению имеет культурно-географическую направленность. Только тщательно изучая культурно-географическую специфику страны, можно понять ее сущность. При этом именно культурная география выявляет взаимосвязи между национальной и мировой культурами и позволяет увидеть место страны в мировом культурном континууме. В этом заключается общегуманистическая суть культурной географии и ее актуальность для осознания мира.
Хорошо что культурная география пробивает себе дорогу и в школьной географии. Одним из энтузиастов применения основ культурной географии в школьном образовательном процессе является учитель Сычев Олег Евгеньевич, работающий в школе с углубленным изучением искусства.
Учитель Сычев О. Е. на основе анализа разной литературы написал подробную Программу по культурной географии в средней школе, работу по географии народных художественных промыслов и методическую разработку урока по географии народных художественных промыслов.
Программа отражает структуру (отраслевой состав) культурной географии, как науки и нацелена на предоставление учащимся знаний по разным видам культуры и искусства в их территориальном аспекте с точки зрения географа. В данной Программе после вводной ознакомительной части (предмет, объекты, методы изучения и краткая история) идет отраслевое деление культурной географии, т. е. конкретные факты, явления и процессы. Затем следует теоретический блок, где в общих чертах дается парадигма культурной географии. Заключительной частью Программы является региональное деление культурной географии, т. е. собственно географическая составляющая культуры и искусства.
Данная Программа - первый практический опыт внедрения географии культуры и искусства в процесс преподавания школьной географии в России. Она могла бы послужить хорошей базой для организации в средней школе соответствующих профильных элективных курсов, что явилось бы наглядным воплощением идеи интеграции разных предметов (в данном конкретном случае - географии и искусства).
В работе “География народных художественных промыслов” Сычев О. Е. в хорологическом аспекте рассматривает разные виды народного искусства стран бывшего Советского Союза. По каждому виду народных промыслов указываются его характерные особенности, географические центры и приводятся примеры изделий. В водной части работы автор отмечает влияние природных условий тех мест (районов), где происходило зарождение и дальнейшее развитие разных видов народного искусства.
Учителям, интересующихся культурной географией, и тем учителям которые планируют организовывать соответствующие профильные или элективные курсы, была бы полезна разработанная Сычевым О. Е. методика урока по теме “География народных художественных промыслов”. В данной методической разработке автор ставит цель познакомить учащихся с географией народных промыслов России и сопредельных стран, историей их создания и художественной ценностью и дает подробный сценарий проведения урока.
В целом работы О.Е. Сычева по культурной географии заслуживают самой высокой оценки. Внедрение его разработок в учебный процесс весьма желательно.
Доктор географических наук,
профессор кафедры
экономической и социальной географии России
географического факультета МГУ
А.И.Алексеев
Комментариев нет:
Отправить комментарий